Бош саҳифа Мобил версияси Хира курадиганлар учунАлоқалар

Онлайн сўровнома

Сайтимизда қандай мавзулар ёритилиши керак деб биласиз?

Обуна бўлиш

УТВЕРЖДЕНО

Решением внеочередного общего собрания акционеров

АО “YUNUSOBOD DEHQON BOZORI”

от «03» октября 2016г.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «YUNUSOBOD DEHQON BOZORI»

 

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение о внутреннем контроле (далее - Положение) акционерного общества “YUNUSOBOD DEHQON BOZORI”  (далее - Общество)разработано  в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан, уставом Общества, Кодексом корпоративного управления Кодексом корпоративного управления, утвержденного протоколом заседания Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ
и совершенствованию системы корпоративного управления от 31.12.2015г. № 9 и внутренними документами Общества.

2. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

3. Внутренний контроль – это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:

- эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;

- надежность и достоверность финансовой отчетности;

- соответствие законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность Общества.

4. Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и осуществляемых в Обществе ревизионной комиссией, службой внутреннего аудита, наблюдательным советом, исполнительным органом и другими сотрудниками на всех уровнях (далее – субъекты внутреннего контроля) и по всем функциям. Квалификация членов органов внутреннего контроля АО может быть установлена в Положениях об их деятельности.

5. Процедуры внутреннего контроля - это совокупность мер, осуществляемых ревизионной комиссией Общества, комитетом наблюдательного совета общества по аудиту, наблюдательным советом общества, исполнительным органом Общества, а также подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее - подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

6. Основной целью внутреннего контроля является обеспечение защиты прав и законных интересов всех акционеров, в том числе миноритарных

7. Внутренний контроль призван обеспечить в оперативном режиме:

сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;

соблюдение требований действующего законодательства и внутренних документов Общества;

выполнение стратегии развития общества на среднесрочный и долгосрочный период, бизнес-планов Общества;

полноту и достоверность бухгалтерских документов, финансовой отчетности и управленческой информации Общества;

выявление, идентификацию и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;

планирование и управление рисками в деятельности Общества, включая принятие своевременных и адекватных решений по управлению риском;

установление и поддержание хорошей репутации Общества
в деловых кругах и у потребителей;

адекватность, прозрачность и объективность выплаты вознаграждений и компенсаций, в том числе его размеров, членам исполнительного органа, наблюдательного совета и ревизионной комиссии.

III. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

8. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:

бесперебойное функционирование – постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего контроля позволяет Обществу своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предупреждать их возникновение в будущем;

подотчетность всех участников системы внутреннего контроля – качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется другим участником системы внутреннего контроля;

разделение обязанностей – Общество стремится не допустить дублирования контрольных функций, и эти функции должны распределяться между работниками таким образом, чтобы одно и то же лицо не объединяло функции, связанные с утверждением операций с определенными активами,
с учетом операций, обеспечением сохранности активов и проведением их инвентаризации;

надлежащее одобрение и утверждение операций – Общество стремится установить порядок утверждения всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах их соответствующих полномочий;

обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль, и его функциональная подотчетность непосредственно Наблюдательному совету через Комитет по аудиту;

ответственность всех субъектов внутреннего контроля, работающих в Обществе, за надлежащее выполнение контрольных функций;

осуществление внутреннего контроля на основе четкого взаимодействия всех подразделений Общества;

постоянное развитие и совершенствование – Общество стремится обеспечить условия для гибкой настройки системы внутреннего контроля, чтобы она могла быть адаптирована с учетом необходимости решать новые задачи, расширять и совершенствовать саму систему;

своевременность передачи сообщений об отклонениях – в Обществе установлены максимально короткие сроки передачи соответствующей информации лицам, уполномоченным принимать решения об устранении отклонений;

определение приоритетности областей деятельности Общества, в которых налаживается контроль – выделяются стратегические направления, охватываемые системой внутреннего контроля, даже если эффективность их функционирования (соотношение «затраты – экономический эффект») трудно измерить.

IV. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

9. Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

контрольная среда, включающая в себя этические ценности и компетентность сотрудников Общества, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны наблюдательного совета;

оценка рисков – представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях и внутренне последовательных;

деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что решения руководства исполняются, и включающая целый ряд самых разнообразных действий, таких как: выдача одобрений, санкций, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;

деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, включающая в том числе создание эффективных каналов обмена информацией в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения. Общество принимает меры для защиты от несанкционированного доступа к информации;

мониторинг - процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы с течением времени. Оценка системы внутреннего контроля проводится для определения вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности, выяснения существенности этих ошибок и определения способности системы внутреннего контроля обеспечить выполнение поставленных задач. Для оценки эффективности системы внутреннего контроля в АО решением общего собрания акционеров на основании предложения Наблюдательного совета может быть привлечена независимая профессиональная организация – консультант.

V. ОРГАНЫ И ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

10. Внутренний контроль осуществляется ревизионной комиссией, комитетом по аудиту при наблюдательном совете, наблюдательным советом Общества, руководителем исполнительного органа, службой внутреннего аудита, а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет в установленном порядке ответственность за внутренний контроль.

11. Функции, права и обязанности, ответственность, порядок расчета компенсаций и выплачиваемых вознаграждений функционирующих в Обществе подразделений предусмотрены внутренними документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы внутреннего контроля не могут противоречить настоящему Положению.

12. В целях обеспечения системного характера контроля финансово-хозяйственной деятельности Общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется уполномоченным подразделением Общества – службой внутреннего аудита, а в случае отсутствия такой службы ревизионной комиссией Общества, ответственным за внутренний контроль, во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества.

13. В функции Наблюдательного совета входит:

определение направления развития и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;

ежегодное сообщение на годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведенного анализа и оценки надёжности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов руководителя исполнительного органа Общества, внутреннего и внешнего аудитов, ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;

определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;

постоянное совершенствование процедур внутреннего контроля.

14. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и полнотой финансовой отчётности, надёжностью и эффективностью системы внутреннего контроля Общества возлагается на Комитет по аудиту наблюдательного совета, роль, цели, задачи и полномочия которой отражены в Положении о Комитете по аудиту Наблюдательного совета Общества.

15. Ответственность за ее функционирование, в соответствии с утверждённой наблюдательным советом политикой в области внутреннего контроля Общества, возлагается на руководителя исполнительного органа. Руководитель исполнительного органа Общества внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя наблюдательный совет обо всех рисках Общества, существенных недостатках системы внутреннего контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.

16. Сотрудники (включая руководителей) подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля.
В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения. О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках, сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.

17. Ответственность за осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Общества и его обособленных подразделений, возлагается на постоянно действующий орган внутреннего контроля - Ревизионную комиссию, роль, цели, задачи, полномочия которой отражены в Положении о Ревизионной комиссии.

18. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием совершаемых финансово - хозяйственных операций Общества законодательству Республики Узбекистан и Уставу Общества в целом, его обособленных подразделений, а также над полнотой и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на службе внутреннего аудита, роль, цели, задачи, полномочия которой отражены в Положении о службе внутреннего аудита.

Положение о службе внутреннего аудита утверждается наблюдательным советом Общества.

19. Служба внутреннего аудита Общества отчитывается перед Комитетом наблюдательного совета по аудиту о результатах внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Служба внутреннего аудита Общества подчиняется комитету наблюдательного совета по аудиту.

20.Следующие лица не вправе занимать должности в службе внутреннего аудита Общества:

- лица, имеют непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка;

- лица, являющиеся руководителем или членами исполнительного органа Общества;

- лица, являющиеся учредителями (акционерами, участниками), руководителем или членами исполнительного органа либо работниками иного юридического лица, являющегося конкурентом Обществу;

Иные требования к лицам, входящим в состав службы внутреннего аудита, могут устанавливаться комитетом наблюдательного совета по аудиту.

21. Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от профессионализма сотрудников. Общество прилагает усилия к тому, чтобы система подбора, найма, обучения, подготовки кадров и продвижению сотрудников по службе обеспечивала их высокую квалификацию и соблюдение ими высоких этических стандартов.

VI. ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

22. Процедуры внутреннего контроля Общества включают:

определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;

выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;

оценка существенных компонентов внутреннего контроля;

оценка эффективности системы внутреннего контроля бизнес-процессов;

определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;

рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;

использование адекватных способов учета событий, операций и транзакций;

проверку сохранности активов;

надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;

регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;

доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;

распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждению операций, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);

утверждение и осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;

иные процедуры необходимые для достижения целей внутреннего контроля.

23. При проведении процедур внутреннего контроля применяются методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

24. Настоящее Положение, а также изменения и дополнения в него утверждаются решением общего собрания акционеров.

25. Дополнения и изменения в настоящее Положение вносятся по предложению членов наблюдательного совета Общества, внешнего аудитора Общества, ревизионной комиссии Общества, службы внутреннего аудита Общества, руководителя исполнительного органа Общества.

26. Если в результате изменения законодательства и нормативных актов Республики Узбекистан отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти статьи утрачивают силу, и до момента внесения изменений в Положение Общество руководствуется законодательством и нормативными актами Республики Узбекистан.

ПРИМЕЧАНИЕ: Данный документ является типовым, отражает основные моменты регулируемых направлений. При этом акционерным обществам, которые будут использовать данный документ, необходимо пересмотреть и вносить изменения и дополнения исходя из отраслевой специфики, особенностей деятельности и требований законодательства, а также рекомендаций Кодекса корпоративного управления в части подробного описания механизмов реализации предусмотренных в Кодексе рекомендаций.